Твёрдые стихотворные формы

Твёрдые стихотворные формы

ТВЁРДЫЕ СТИХОТВО́РНЫЕ ФО́РМЫ — ист. сложившиеся типы стихотв. форм, в к-рых б. или менее строго определено кол-во стихов, способ рифмовки и строфич. построение, иногда — правила повтора стихов, периодов или их частей на определ. месте. В стиховедении Т. С. Ф. традиц. рассматриваются в разделе "строфика". Подобно строфам, Т. С. Ф. основаны на заданной предсказуемости формальных эл-тов, но, в отличие от строф, к-рые актуализируют внутристиховую связь гр. стихов, соотнося их друг с другом, Т. С. Ф. ориентируют на установление межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с др. текстами аналогичной структуры. Четкой границы между строфами и Т. С. Ф. нет, в стиховедении различают и переходные формы, в к-рых степень строгости орг-ции стихотв. текста не дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В подобных случаях их описание как особых строфич. форм или как Т. С. Ф. объясняется устоявшейся науч. традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам). По строгости орг-ции Т. С. Ф. принято разделять на неск. гр.: 1) Т. С. Ф., в к-рых объем текста, способ рифмовки и строф, построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина); 2) Т. С. Ф., в к-рых объем канонизирован, строфы — не вполне (баллада); 3) Т. С. Ф., в к-рых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель); 4) Т. С. Ф., в к-рых объем и строфика строго не фиксированы (канцона). Большинство Т. С. Ф. европ. поэзии формируется в ср. века и окончат. канонизируется в эпоху Возрождения. Нек-рые — заимствуются с Бл. (газель, рубаи) или Дальнего (танка, хокку) Востока. Освоение рус. поэзией европ. Т. С. Ф. начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы Т. С. Ф. с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде всего франц.), хотя и на правах поэтич. мелочей. В сер. 18 в. почти одноврем. в России появляются сначала переводные, а следом и оригин. сонеты, триолеты и рондо, причем, быстро осваивая европ. канон, рус. поэты уже во 2-й пол. 18 в. активно экспериментируют с этими формами. Новый этап освоения европ. Т. С. Ф. связан с романтизмом; интерес рус. романтиков к итал. Возрождению вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итал. и англ. сонетов. Наст. расцвет Т. С. Ф. приходится на нач. 20 в., когда не только возрождаются уже известные рус. лит-ре сонет, рондо, триолет, терцины, секстина, но и осваиваются др. европ. Т. С. Ф. — баллада, вилланель, канцона, венок сонетов. Этот период отмечен и обращением рус. поэтов к Т. С. Ф. вост. поэзии, воспринятым гл. обр. через европ. посредничество, — газель, пантум, рубаи, танка, хокку. Освоенные формы нередко становятся объектами многочисл. поэтич. экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки создания оригинальных Т. С. Ф., большинство из к-рых принадлежат И. Северянину ("миньонет", "дизель", "кензель" и др.). В сов. период лишь сонет остается образцом для оригин. произведений, др. Т. С. Ф. — за редчайшими исключениями — используются в переводах и стилизациях.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Твёрдые стихотворные формы" в других словарях:

  • твёрдые формы — стихотворные формы, заранее определяющие объём, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти  и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии с XIII XV вв. употребительны преимущественно твёрдые формы французского …   Энциклопедический словарь

  • Твёрдые формы — Твердые формы ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ, стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (отчасти и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии сонет, триолет, рондо и др.; в восточной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ — ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ, стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (отчасти и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии сонет, триолет, рондо и др.; в восточной газель, рубаи,… …   Современная энциклопедия

  • Рефрен — (франц. refrain)         1) в поэзии повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного Куплета, когда Р. разрастается до целой строфы, он обычно называется Припевом. Р. и припев развились в народной лирике, где запев исполнялся обычно… …   Большая советская энциклопедия

  • Мнемоника — Содержание 1 Основной метод запоминания в современной мнемонике 2 История …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Стиховедение — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы ее анализа. Поскольку особенности стиха выступают с наибольшей отчетливостью в его звуковой организации, постольку практически С. чаще всего сводят к изучению стихотворной фоники (см …   Литературная энциклопедия

  • Моностих — литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки. Принято считать, что однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, хотя совершенно достоверных подтверждений этому нет: большинство дошедших до нас однострочных текстов… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»